8 (86130) 66-1-50

352725 ст. Роговская 
ул. Ленина, 95 Г

                      Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования                               Центр  творчества "Радуга" муниципального образования Тимашевский район

    «Психолого-педагогические условия  построения занятий в УДОД»                                

Повышение мотивации учащихся для активизации процесса творчества на занятиях ИЗО

Слайд 1 Рисование ребенка составляет преимущественный вид детского творчества в раннем возрасте. «По мере того как ребенок растет и входит в период позднего детства, у него обычно наступают разочарование и охлаждение к рисованию». Люкенс, написавший исследование о рисунках детей, относит это охлаждение к возрасту между 10 и 15 годами. После этого охлаждения, по его мнению, наступает снова интерес к рисованию в возрасте от 15 до 20 лет. Но это новый подъем изобразительного творчества, и его переживают только дети, обладающие повышенной одаренностью в художественном соотношении. Большинство детей застывает уже на всю жизнь, на той стадии, в которой застает их этот перелом, и рисунки взрослого человека, никогда нерисовавшего, в этом смысле очень мало отличаются от рисунков 8-9-летнего ребенка, заканчивающего свой цикл увлечения рисованием. Эти данные показывают, что в интересующем нас возрасте рисование переживает упадок и обычно забрасывается детьми. Этот перелом падает на 13-14 лет.
В процессе своей педагогической деятельности я столкнулась с тем, что учащиеся испытывают серьезные трудности при выполнении творческих заданий, они с трудом выполняют рисунок на заданную тему, у них отсутствует образное мышление, они отказываются творчески мыслить и стремятся к повторению или копированию уже увиденных образцов. Чтобы решить проблемы изобразительной деятельности детей, я «помогаю детским рисункам», провоцирую «ситуацию успеха», используя техники и упражнения не только развивающие творческие способности ребёнка, но и помогающие ребёнку создать целостное произведение искусства, наиболее полно отражающее его внутреннее состояние.
1. Слайд 2 Начиная свою работу, я обращаю внимание на создание психологического климата и эмоциональной атмосферы, окружающих ребенка. Делаю акцент на доброжелательное и уважительное отношение к ребенку, доверие и искренность, что оказывают на него сильное воздействие, они необходимы в процессе совместного творчества ребенка и педагога. Наличие благоприятного климата в группе обеспечивает ребенку не только защищенность и психологический комфорт, но и возможность продуктивной работы и творчества, поэтому использую разнообразные средства:
• музыку, которую подбираю специально для различных этапов учебных занятий. Так, например, при рисовании на тему «Край родной Кубань», мы с детьми прослушивали народные кубанские песни, а при рассматривании произведений известных художников фрагменты классических произведений;
• демонстрацию доброжелательности, знаки внимания (беседуем о прошедших выходных, праздниках, о грустном и веселом в школьной жизни, обсуждаем жизненные ситуации, учимся выслушивать друг друга, помогать советами и т. п.);
слайд 3
• дизайн, интерьер (уголок по изодеятельности, оформляем кабинет к праздникам, мини- выставки, элементы декора, украшаем рамки для работ различными материалами, например, аппликацией и т.п.);
• элементы природы, речевые, пластические и мимические средства (учимся наблюдать и изображать природу, например, рассмотрели тюльпан, прослушали стихотворение, затем нарисовали; лепим из пластилина картины – пластилинография (очень интересно получаются пейзажи); развиваем умения передавать в рисунке эмоциональное состояние и чувства человека).
2. Слайд 4-5
Следующим пунктом мотивации изобразительной деятельности учащихся в моей работе является формирование среды, в которой может быть востребовано творческое самовыражение ребенка.
Результаты любых видов творчества, доступных ребенку (изготовление декораций, создание картин, открыток, керамических изделий, поделок из природных материалов и пр.), практически бессмысленны, если не имеют отклика у людей и им не находится места в окружающей ребенка жизни. Поэтому столь важно формирование среды, в которой будет востребовано такое творчество. Среда эта включает, прежде всего, тех, кто оказывает на ребенка основное влияние, – его семью и близкое окружение. Провожу консультации, где обучаю родителей совместному с ребенком творчеству и правильному отношению к ребенку в процессе этого творчества. Требования родителей должны быть адекватны реальным возможностям ребенка. Родителям надо научиться и бережной оценке результатов детского труда, даже если они и не очень значительны, пониманию того, что у ребенка есть потенциальные возможности, которые никогда не проявляются сразу.
В процессе занятий необходимо поддерживаю и стимулирую творческие проявления ребенка, развиваю его самостоятельность, занимаюсь с учащимися продуктивной деятельностью, способствующей их самовыражению и дающей красивый и достойный результат.
Ребенку очень важно видеть и знать, что его творческая деятельность полезна и нужна другим людям.
4. Слайд 6-7
Для активизации процесса творчества учащихся внедряю в процесс обучения различные нетрадиционные техники и художественные материалы. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Использую я такие техники:
Рисование методом тычка
Достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением делаем тычки по альбомному листу. Этим методом можно нарисовать падающий снег, украсить рисунок орнаментом.
Фотокопия-рисование свечой
Для основного рисунка используется свеча, кусок мыла, белый восковой мелок. Невидимый контур, нанесённый этими материалами , не будет окрашиваться при нанесении на них акварельной краски, а будут проявляться. Данный метод позволит изобразить морозный узор на стекле или зимний пейзаж.
Шаблонография
Каждый сложный предмет можно изобразить в этой технике при помощи составляющих кругов, квадратов, треугольников , прямоугольников, овалов. Данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов геометрических фигур с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку.
Рисование штампами из овощей
Изготавливаем(вырезаем) из картофеля или моркови оттиски, ребёнок обмакивает их в краску, прикладывает штамп к альбомному листу и слегка прижимает. Получается оттиск. В данной технике можно изобразить снежинки, цветы, ягоды, рыбок, животных.
Оттиск паралоном -томпонирование
Ребёнок обмакивает тампон в краску и наносит изображение на бумагу, можно обмакнуть паралон сразу в несколько красок, получится более сложное сочетание. Можно изобразить осенние деревья, ягоды, цветы.
Оттиск смятой бумагой
Ребёнок прижимает смятую бумагу к краске и наносит оттиск на альбомный лист, чтобы получить другой цвет, меняется и краска и бумага. Можно изобразить траву, цветы, облака, солнце.
Рисование ладошкой, пальчиками.
Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки на бумагу. Паралоном или широкой кистью окрашиваем ладошку краской, отпечатываем ладошку на альбомном листе, дорисовываем недостающие детали. Можно изобразить бабочку, деревья.
Рисование с помощью пипетки (ватной палочки)
Разводим в баночке краску с водой нужного цвета, набираем её в пипетку, капаем на альбомный лист осторожно надавливая на резиновый кончик пипетки. Эти методом можно изобразить дождь, точки у мухомора или божьей коровки.
Печать листьев
Осенью, гуляя с ребёнком в парке, можно собрать листья с различных деревьев, их покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается отпечаток растения.
Граттаж Слайд 8
Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных восковых мелков. Можно взять цветастый картон с готовым пёстрым рисунком,тогда можно ограничиться обычной восковой свечой. Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой гуаши с жидким мылом. Когда она высохнет, острым предметом — скребком, ножом, зубочисткой — процарапываем рисунок.
монотипия
Суть монотипии заключается в нанесении от руки красок на ровную и гладкую поверхность, с последующим оттиском на другую поверхность (на станке) или на бумагу, сложенную пополам. Полученный отпечаток всегда уникален, и создать две одинаковых работы невозможно. Далее полученные цветные или монохромные кляксы либо оставляют в первоначальном виде, либо продумывают подходящий образ и прорисовывают недостающие детали.
рисуем по мокрой бумаге
необходимо, чтобы лист бумаги был в процессе изображения мокрым. Техника акварели мокрым-по-мокрому иногда разочаровывает, но всегда захватывает. Она дает массу необычных возможностей и вариаций, когда краска расплывается и смешивается на мокрой бумаге.
В этом году освоили ниткографию ( слайд 9 )
Кроме бумаги нужна гуашь и толстые нитки. Кусок нитки длиной 20-30см обмакиваем в гуашь и художественно раскладываем на листе блокнота. Так чтобы один конец нити выходил наружу, за край листа. Сверху накрываем лист с нитью чистым листом бумаги, сверху кладем книжку и слегка придавливаем рукой. Слегка. Если придавить сильно - нить не вытянется. Если слабо - не получится рисунка. Итак - медленно вытягиваем нить. И снимаем книгу и лист. В результате - два листа красоты, которые можно дорабатывать на свое усмотрение.
Нетрадиционные техники позволяют мне осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы учащихся. Выполненные художественные работы дети могут использовать как подарки родным и друзьям. Это способствует развитию интеллекта и формированию положительной мотивации к деятельности на занятиях.
5. Также для повышения интереса учащихся к изобразительной деятельности использую разнообразные нетрадиционные формы занятий.
Для учащихся дошкольного и младшего школьного возраста: беседа с игровыми элементами; сказка; сюжетно-ролевая игра; игра-путешествие; игра-имитация; викторины, соревнования, конкурсы, состязания и др.
Для учащихся среднего школьного возраста: лекция; учебная игра, ролевая игра; защита творческого проекта; творческие конкурсы; КВН; заочная экскурсия; коллективное творческое дело; тематические задания по подгруппам.
Несмотря на многообразие типов занятий, учитываю общие требования, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучении: должен четко формулирую тему и цель занятия, каждое занятие является обучающим, развивающим и воспитывающим, на занятии сочетанию коллективную и индивидуальную формы работы учащихся. Подбираю наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности детей, а также учитываю то, что усвоение учебного материала необходимо осуществлять на занятии с применением здоровьесберегающих технологий.
6. В своей работе с детьми применяю дидактические и развивающие игры, упражнения по изодеятельности, Они синхронизируют работу обоих рук, развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, повышают сенсомоторную чувствительность, развивают наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов.
За время работы у меня накопилось много дидактических игр по изодеятельности, сделанных своими руками. Эти игры можно применяю в индивидуальной работе с детьми, закрепляю пройденную тему и в диагностике.
Предлагаю Вам несколько игр:
Игра "Собери гусеничку". Несколько вариантов игр, для разного возраста. Можно собрать гусеничку из холодных (или тёплых) цветов; или начиная с самого тёмного цвета до самого светлого.
(слайд 10 )
Игры на закрепление знаний жанров живописи (слайд 11 ) Игры по декоративно-прикладному искусству. Выбираем элементы городецкой росписи (здесь есть и не городецкие элементы) и раскладываем узор на доске. (слайд 12 )
• Эту игру я выбираю, когда знакомлю детей с симметрией. (слайд13 )
Необычные кляксы Удивительная ладонь Силуэты фигур Заколдованный лес Поможем художнику Добрые – злые Модельеры
Эти игры провожу во второй части занятия, когда учащиеся выполнили основную работу.
7. Изготовила папки с силуэтным моделированием. В младшем возрасте я их использую как метод сотворчества, а в старшем, для развития художественного дизайна.(слайд 14)
8. .(слайд 15) В объединении учащиеся с интересом выполняют коллективные работы. Включенность ученика в коллективные формы работы, отношения сотрудничества педагога и учащегося, помощь педагога - всё это, приносит положительный результат, способствует развитию творческих способностей учащихся.
Коллективная работа - это игровой прием, который способствует активному вовлечению детей с различным уровнем умений, знаний, навыков в учебно-воспитательный процесс, а также является методом обобщения знаний, умений и навыков дошкольников. Большое удовольствие доставляет детям создание коллективных работ - общих картин, композиций, где объединяются изображения, созданные всеми детьми группы. В процессе коллективного выполнения задания создаются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, выдвигать предположения, отстаивать собственное пространство, идею. По завершении происходит процесс совместного любования общим продуктом. Положительные переживания объединяют детей.
Значение имеет окончательный внешний вид коллективной работы - зримый образ. Коллективное изображение всегда богаче по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Дети понимают, что все вместе могут получить более значительное изображение, чем каждый в отдельности. Каждый может видеть в нем что-то свое, давать ему свое название. Однако чувство причастности создает ощущение единства с группой. Для того, чтобы и процесс, и результат детской коллективной деятельности были успешными, следует начинать с более простой совместно- индивидуальной формы работы, переходя к более сложным. Примеры коллективных работ: «Мы за мир», «Сказка», плакаты-поздравления, «Родной уголок»
9. слайд 16
Активизировать мотивацию учащихся помогает рисование знакомых ребенку персонажей, героев сказок и мультфильмов, которые так же, как ребенок, испытывают страх, переживают огорчение, разочарование, досаду, проявляют агрессию.
Наделение такими эмоциями других персонажей. А не самого ребенка, дает ему возможность перенести свою ситуацию в новые обстоятельства, пережить и осознать её заново. Обсуждение с педагогом состояния персонажа, его действий позволяет увидеть свою ситуацию извне, открыть новые возможности поведения или же просто посочувствовать герою.
10. Усилить мотивацию ребенка может поощрение. Таким поощрением для некоторых детей может быть сам рисунок или поделка ('подарим маме', 'смотри, как ты смог', как красиво ), для других - обещание чего-либо приятного по окончании работы («закончим и будем пить чай» или «выполним и пойдем на переменку»). Педагогу необходимо поддерживать и улучшать самооценку и самоуважение каждого ребенка в проявлении творчества. Показывать учащимся, что оригинальность является важной чертой творчества. Поощрять успехи и не задерживать внимания на неудачах. Ошибки ребенка рассматривать, скорее, как накапливаемый им опыт, а не повод для наказания или осмеяния. Климат на занятиях ИЗО должен сводить к минимуму страх учащихся делать ошибки и поддерживать их попытки и старания проявлять творческую активность даже при неудаче.
11. слайд 17
Систематическая и комплексная работа с использованием новых методик обучения рисования и общение с детьми помогли мне развить творческие способности у многих детей в объединении. Дерзайте, фантазируйте! И к вам придёт радость - радость творчества, удивления и единения с вашими детьми. Спасибо за внимание!

Развитие креативных способностей детей средствами декоративно- прикладного творчества.

Слайд 3  Какие они будут, наши дети!
Ведь все это зависит лишь от нас,
И на пороге будущих столетий
Быть может, они будут лучше нас.

А.Шершунович, Т.Чукасова

Слайд 4  Креативных людей много!!! Вы считаете себя креативным?
 Как предисловие хочу привести небольшую историю, герой которой 
обладает ярко выраженной способностью к творчеству (Во время Первой 
мировой войны некому мистеру Хэрригану жена прислала отчаянное письмо. 
«Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного 
мужчины, - писала она, - и мне приходится самой вскапывать сад». В ответ 
Хэрриган написал: «Не вскапывай сад. Там зарыто оружие». Письмо было 
вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до 
последнего дюйма. «Не знаю, что и думать, дорогой, - написала миссис 
Хэрриган мужу, – пришли солдаты и перерыли весь наш сад. – «Теперь 
посади картошку», - ответил Хэрриган).

Слайд 5  В переводе с английского «креативность» (create) обозначает – 
творить, создавать.
Слайд 6  Креативность связана с развитием множества возможностей 
личности – с повышением рефлексивной культуры, стимулированием 
особого состояния творческой активности – вдохновения и воображения, 
 внутренней мотивации творчества, развитием дивергентного мышления 
(«расходящееся, идущее в разных направлениях», допускает варьирование 
путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам).

«Если ты дашь человеку рыбу, ты накормишь его только один раз. Если ты 
на¬учишь его ловить рыбу, ты навсегда избавишь его от голода».
Слайд 7 Поэтому творчески работающий педагог должен подготовить
 ребенка к умению творчески мыслить, развивая его креативность. Причем 
сложность состоит в том, чтобы не учить ребенка творчески мыслить всегда 
и везде, а научить видеть ситуации, где необходимо такое мышление и 
пользоваться им по мере необходимости.
Слайд 8-9 В современной психологии  нет единого определения термина 
«креативность». Приведем наиболее распространенные понятия, 
креативность это:
	способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем;
	творческие способности ребенка, характеризующиеся готовностью к
	 принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от 
	традиционных или принятых схем мышления, способность человека 
	нестандартно решать стоящие перед ним задачи и находить новые, 
	более эффективные пути достижения своих целей.
Так или иначе, под креативностью понимается некая противоположность 
обыденности, стандартности, комфортности (податливости внешнему влиянию). 
Слайд 10  Таким образом, креативность включает:
1.	Интеллектуальные предпосылки творческой деятельности,
 позволяющие создавать нечто новое, ранее неизвестное, а так же 
предварительный набор знаний и умений, необходимых для того, чтобы это 
новое создать.
2.	Личностные качества, позволяющие продуктивно действовать в 
ситуациях неопределенности, выходить за рамки предсказуемого, проявлять 
спонтанность.
3.	«Метатворчество» - жизненную позицию человека, подразумевающую
 отказ от шаблонности, стереотипности в суждениях и действиях, желание 
воспринимать и создавать нечто новое, изменяться самому и изменять мир 
вокруг себя, высокую ценность свободы, активности и развития.
 Слайд 11  В процессе создания изделий у детей  формируются четкие и 
достаточно полные представления о предметах   искусства в жизни. «Эти 
знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная 
самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его 
психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и 
прочнее».
Слайд 12 Развитие креативных способностей ребенка, его 
самостоятельности, стремления к самореализации и самоопределению 
реализуются не только школой, но и учреждениями дополнительного 
образования детей, имеющих богатый опыт работы и призванных 
удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные образовательные 
потребности ребенка.
Слайд 13-14 В центре детского творчества станицы Роговской я  работаю 
педагогом дополнительного образования с 2009 года.Разработанная мною 
программа «Работа с тканью»   включает в себя следующие темы, которые 
тесно связаны между собой: работа с тканью, бумагой – различные виды 
аппликаций, оригами, объемные куклы из бумаги. Работы по шитью – подбор 
материала, способы соединения.Изготовление одежды для кукол, куклы-
шкатулки, канзаши. В моём объединении занимается четыре  группы -53 
человека.  Все дети посещают занятия с большим удовольствием.            
Слайд 15  Главными направлениями   моей работы  считаю:
1. Создать условия для развития креативных способностей учащихся.
2. Способствовать воспитанию эстетического чувства, восприимчивости 
ребенка к миру, и оценке прекрасного.
Слайд 16  Проблема развития креативных способностей не нова для 
психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Общество 
заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он 
может принести максимальную пользу. А для этого дополнительное 
образование   должно помочь воспитанникам найти свое место в жизни. В 
условиях дополнительного образования  в рамках творческой деятельности 
формируется общая способность искать и находить новые решения, 
необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к 
рассмотрению предлагаемой ситуации. Дети  хотят заниматься творчеством. 
При этом занятия несут не только образовательный характер, но и 
воспитательный. Поэтому считаю, что актуальность проблемы  заключается 
в том, что дети сообразно своему возрасту, развивают креативные 
способности   в процессе творческой деятельности.
Яркое развитие креативных способностей проявляется на моих  занятиях. Без 
креативного подхода нельзя достигнуть высоких результатов. 
Слайд 17 Цель моей работы - развитие способности детей через творческие 
задания.
Слайд 18 Достижение цели я вижу через осуществление следующих задач:

•	овладение учащимися знаниями элементарных основ декоративно-прикладной работы;
•	развитие у детей художественного вкуса, и креативных способностей, пространственного мышления;
•	воспитание интереса и любви к искусству.
          При проведении занятий приоритет отдаю творческой саморегуляции
 учащихся, так как такой подход усиливает личностную направленность 
обучения, но при этом важнейшим фактором в процессе эффективного 
обучения является руководство со стороны педагога обучением 
воспитанников. 
Слайд 19 В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального
 показателя, характеризующего креативную личность. Как нельзя дважды 
войти в одну реку, так нельзя найти двух одинаковых детей. Каждый ребёнок 
индивидуален по своему и у каждого есть задатки к творчеству. Только у 
одних они проснулись, а у других ещё спят.
Слайд 20  Проблема развития креативных способностей освещается и в 
работах Н.С. Лейтеса, В.А. Крутецкого, Т.И. Артемьевой, О.И. Никифоровой, 
С.Л. Рубинштейна. 
A.M. Матюшкин, З.Н. Колмыкова, Д.Б. Боголевская понимают творчество,
 как выход за пределы уже имеющихся знаний.
Слайд 21  Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
 позволил выявить следующие основные показатели сформированности креативных способностей младших подростков: 
1. Определенный фонд знаний и умений, их качество. 
2. Уровень развития психических механизмов, лежащих в основе развития 
творческих способностей учащихся: внимания, памяти, воображения.
3. Владение приёмами поисковой креативной деятельности.
Слайд 22  Моя стратегия заключается в том, чтобы дать "возможность всем 
без исключения воспитанникам проявить свои таланты и весь свой 
творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих 
личных планов". При этом на первый план выдвигаю цель развития 
личности, а профильные знания и умения рассматриваются как средства их 
достижения.
Слайд 23  На своих занятиях стараюсь быть гибкой, откликающейся на 
интересы и потребности обучающихся, наиболее полно отвечать этим 
критериям. Мои занятия основываются на принципе добровольности, 
позволяет ребенку познать себя, свои возможности, сделать индивидуальный 
выбор сфер деятельности и общения.
Слайд 24  Я считаю, что задатки и способности детей могут тихо дремать 
до поры до времени, могут не раскрыться вовсе без поддержки и 
поощрения со стороны педагога. К большому сожалению, далеко не 
каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое 
зависит и от семьи, и от учреждения дополнительного образования.
Слайд 25   Постоянная и кропотливая работа не только с учениками, но и 
над собой приносит свои плоды, мои дети являются участниками 
и  победителями муниципальных, зональных, краевых, всероссийских 
выставок и конкурсов.
Креативность управляема и развиваема – её можно активизировать и 
тренировать, в том числе и посредством специально смоделированных 
игровых ситуаций и упражнений.
Слайд 26  В своей практике я использую игровые технологии, которые 
остаются ведущим видом деятельности для детей младшего школьного 
возраста. Играя, дети  осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и 
навыки непроизвольно.  Например: работая руками, выполняя  длинные швы, 
чтобы веселее работать мы с детьми часто «чудо-вещь» Выбирается  любая 
заурядную вещь, например стул. В обыденной жизни он является 
приспособлением для сидения. А во что может превратиться "чудо-стул" с 
помощью вашего воображения? Вот варианты: 
1) в тележку для покупок в супермаркете, 
2) в гору, с которой можно обозревать мир, 
3) в крышу над головой для домашнего животного, 
4) в барабанную установку, 
5) в средство самозащиты, 
6) в полку для книг или вешалку для вещей, 
7) в спортивный тренажер и во многое другое. 
Главное - не стесняться, искать идеи.
  Познавательные игры стимулируют переход от любопытства к 
любознательности, являясь средством развития интеллекта и творческих 
способностей. 

Слайд 27 С целью организации индивидуальной творческой деятельности 
воспитанников в процессе создания швейных изделий я использую 
специально разработанные творческие задания и упражнения повышенной 
степени сложности, нацеленные на развитие креативности. Введение этих 
упражнений в структуру учебного занятия позволило не только 
разнообразить содержание занятия, стимулировать интерес и творческую
 активность детей, но и мотивировать их личностно-эмоциональную 
заинтересованность в выполнении этих заданий. Пример некоторых из них: 
«Собери узор», «Орнаментальное лото». Детям предлагаются шаблоны 
ленточных, прямоугольных схем-сеток и набор цветных элементов — 
линейных, округлых, геометрических фигур. Используя эти элементы, дети 
должны составить из них различные варианты узоров на шаблоне-схеме. Это 
упражнение способствует развитию комбинаторных способностей, лежащих 
в основе разработки  украшений из лент.
Слайд 28  Мало просто выявить таланты, надо сохранить каждого, помочь 
выстроить путь дальнейшего развития. Для этого необходимо 
формирование банка данных и создание мониторинга их развития. Для 
решения данной задачи мною была разработана образовательная 
дополнительная программа «Работа с лентами» - 4 год обучения для 
одарённых детей. Она является логическим продолжением основной моей 
программы художественного направления «Работа с тканью» 3–х 
годичного обучения. Основанием для разработки программы послужил 
высокий уровень усвоения воспитанниками общей  программы, успешная 
творческая деятельность, большое стремление к познанию всего 
окружающего, постоянное участие в выставках и конкурсах декоративно-
прикладного творчества различного уровня. Главной задачей данной 
программы является содействие дальнейшему развитию творческих 
способностей обучающихся, их познавательной активности в условиях 
дополнительного образования. Главная ценность программы в том, что она 
даёт возможность быть ребёнку не просто исполнителем, а творцом с 
богатым эмоциональным восприятием мира, и ориентирована на освоение 
опыта творческой деятельности в интересующей ребёнка области 
практических действий на пути к мастерству.
Слайд 29  Таким образом, работая с детьми, я пришла к выводу: очень 
важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом 
с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный 
наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы 
ребенка трудиться. Кто как не педагог сегодня может помочь детям 
раскрыть свои таланты.
Слайд 30  Все вышесказанное заставило меня искать эффективные средства
 активизации образовательного процесса, творчески подходить к выбору и 
расположению материала, поиску новых методов работы.
Считаю достижением в своей педагогической деятельности:  
1. Создание хорошего психологического климата при организации познавательной деятельности; 
2.  Формирование устойчивой мотивации у обучающихся разной категории;         
3.  Использование разных методик при изучении блоков различных тематик.
       Слайд 31   Одним из основных моих принципов обучения является 
принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном 
развитии креативных способностей. Также использую и методы: 
практический, наглядный, словесный.
Слайд 32  На своих занятиях использую технологию проблемного обучения: 

перед учениками ставлю проблему и им предоставляю возможность 
самостоятельно ее решить. Такое обучение учит детей мыслить 
самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки 
исследовательской деятельности. 
Например, в 3 группе 3 года обучения «Сумка-клатч». После того, как 
ученики рассмотрели изделие, которое им предстоит изготовить, предлагаю 
самостоятельно составить план работы по пошиву сумки. Похожее изделие, 
«Сумка - косметичка», они уже шили. Такая работа заставляет их думать, 
анализировать, сопоставлять. Кто-то догадывается, что похожее изделие уже 
шили и можно позаимствовать оттуда план работы, а кто-то, глядя на сумку, 
может составить план сам. Данная работа позволяет девочкам самим 
находить пути выполнения задания, т.е. решить проблему. 

 	Слайд 33  Включаю в занятия национально-региональный компонент. 
При изучении раздела «Нарядное платье на куклу Барби» тема «Кубанский 
костюм», знакомлю учащихся с творчеством наших кубанских мастериц, с 
материалами, инструментами, применяемыми при выполнении работ. 
Ученики знакомятся с историей и обычаями коренного народа Кубани. 
Девочки с большим удовольствием придумывают несложные изделия, с 
тематикой кубанского платья. И чтобы, было от чего им отталкиваться, 
показываю фотографии а также посещаем музей «Истоки» в нашей станицы.
  Девочкам очень нравится, когда они шьют платья для куклы, придуманное 
ей самой. Каждая из девочек хочет быть неповторимой, и поэтому их платья 
отличаются особой оригинальностью и красотой. 

Слайд 34  Для развития творческого потенциала у детей использую 
компьютер и компьютерные игры. Например, очень нравится девочкам игра 

«Барби – модельер». В этой игре они могут выбрать ткань, создать свой узор 
на ткани, затем изготовить из нее любое изделие, нарядить свою куклу. 
Кроме творчества, с помощью игры, развиваются эстетический вкус, умение 
сочетать между собой изделия, умение красиво одеваться и т. д. 

Слайд 35  У учащихся не сразу формируется умение выбирать нужный 
материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, 
композиции, им необходима помощь взрослого. Для этого используются 
схемы, рисунки, фотографии, модели, готовые образцы поделок. Работая с 
наглядными пособиями, ребёнок создаёт своё оригинальное изделие, он 
видит конечный результат и знает, к чему ему нужно стремиться. 

На занятии, посвященном открытию олимпиады, после просмотра слайдов о 
спортивной одежде (тема урока была «Роль одежды в олимпийских играх»), 
я дала задание девочкам: придумать свою спортивную одежду и нарисовать 
эскиз Перед этим мы обсудили, какой должна быть спортивная одежда 
(хорошо проводить влагу, хорошо пропускать воздух, удобная и т. д.). 
Большинство учениц  просто постарались скопировать увиденные образы, 
некоторые добавили немного своих элементов. Но и это уже хорошо для 
наших детей.
Слайд 36  На занятиях воспитанник не только овладевает практическими 
навыками, но и воспитывает свой вкус, приобретает способность находить 
красоту в обыденном. Итогом занятий является работа ребёнка - это лишь 
внешний результат, но в нем зашифрован весь путь к творческому и 
креативному выполнению задания. И от того, насколько они были 
многообразны и активны зависит результат. Здесь я уделяю огромное 
значение развития воображения, как важного фактора в решении креативных 
задач.
Слайд 37   Главным принципом моей работы с развитием креативных 
способностей детей является принцип создания условий и предоставления 
возможностей для предметной творческой деятельности.
В каждой учебной теме, изучаемой на занятиях, стараюсь создавать условия 
для развития креативных способностей воспитанников.
Когда дети на занятиях начинают экспериментировать с формой и цветом, 
они сталкиваются с необходимостью отыскать такую технику работы, в 
которой объекты их жизненного опыта могли бы  воспроизводиться с 
помощью определенных средств. Изобилие оригинальных решений, которые 
они создают, всегда изумляют, в особенности потому, что дети обращаются, 
как правило, к самым элементарным темам.
Слайд 38  Например, при изготовлении  шкатулки для мамы из ткани, 
каждая девочка выбирает любимый цвет ее мамы, и чтобы ни у кого больше 
такого не было. В итоге каждая работа существенно отличается друг от 
друга.
Слайд 39  У детей должно быть много интересной творческой деятельности, 
заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным 
для других. Поэтому процесс обучения творчеству в объединении стараюсь 
выстроить так, чтобы каждый ребенок мог выявить и развить свой комплекс 
способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном 
уровне мышление, фантазию, воображение. Для этого в программу обучения 
ввожу  много разных технологий работы с различными материалами – ткань,

 ленты, бумага, фетр, пенопласт.
Слайд 40  Я считаю, что нашей креативности мешаем чаще всего мы сами.
 Мешают, прежде всего, мыслительные барьеры, выработанная годами 
привычка во всем опираться на сознание. Мешает уверенность в том, что 
существует только одно правильное решение, только один возможный ответ, 
в то время как любая проблема в действительности имеет множество 
решений. Мешает убежденность в том, что все уже кем-то придумано. Также 
часто мешает предубеждение окружающих и страх показаться глупым.
В заключении вышесказанного, мне хочется вам поведать восточную притчу:

Слайд 41  Однажды царь решил подвергнуть испыта¬нию всех своих 
придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный 
государственный пост. Толпа сильных и муд¬рых мужей обступила его. 
«Подданные мои, — обратился к ним царь, — у меня есть для вас трудная 
задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он подвел 
присутствующих к огромному дверному замку, такому огромно¬му, какого 
еще никто никогда не видывал. «Это самый большой и самый тяжелый 
навесной замок, кото¬рый когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет
 открыть его?» — спросил царь. Одни придворные только отрицательно
 качали голо¬вой. Другие, которые считались мудрыми, ста¬ли разглядывать 
замок, однако вскоре призна¬лись, что не смогут его открыть. Раз уж мудрые 
потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как 
 признаться, что эта задача им не под силу.
Лишь один визирь подошел к замку. Он внимательно его рассмотрел и 
ощупал, затем попытался различными способами сдвинуть с места и, 
наконец, одним рывком просто дернул душку. О чудо, замок открылся! Он 
просто не был до конца защелкнут. Надо было только попытаться понять, в 
чем дело, и смело действовать.
Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому что
полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, а надеешься на собст¬
венные силы и не боишься сделать попытку».  Наберись смелости - сделай 
попытку! Верна народная мудрость: «Никогда не знаешь, на что ты способен, 
пока не попробуешь». Самое главное, чтобы было желание. А «Желание, - 
как говорил Экзюпери – это тысяча возможностей, нежелание – это тысяча 
причин». 
Слайд 42  Творческая активность педагога — это стремление к 
преобразующей деятельности в учебно-воспитательном процессе, к 
нестандартным решениям, способствующим развитию своей личности и 
личности ребенка. Есть правда в словах мудреца о том, что «ребёнок не 
сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». 
     Слайд 43  Образовательный процесс поворачивается к педагогу разными 
сторонами, ставит перед ним задачи, решение которых требует творческой 
активности, напряжения всех сил, проявления его индивидуальности. 
Творческий труд начинается там, где педагог хочет видеть свое дело, свой 
труд, результаты труда лучшими, чем они есть в настоящее время. И если
 будут получены положительные результаты, то в них успех педагога его 
профессиональная победа.
Слайд 44  И тогда работа приносит радость.
"Истинно живущий радуется жизни".
Мы все с вами люди. И поэтому нам не избежать удовлетворения некоторых
 элементарных потребностей, таких как: прием пищи, сон. Таковы 
физиологические потребности нашего организма. Но человек, живущий 
только удовлетворением витальных  потребностей, просто существует. 

Слайд 45  Было бы скучно, если бы мы только существовали. А избавляет 
нас от скуки, данная нам способность творить. Когда человек начинает ее
 использовать (приносить что-то новое в этот мир), то он начинает жить. 

Слайд 46  Но это еще не все. Есть еще такие понятия как радость и счастье.
 И в тот момент, когда творец начинает получать удовольствие, радость, 
наслаждение от своего творчества и от жизни, познает, совершенствуется, 
эмоционально чувствует мир и любит жизнь, живет ради своего творчества, 
то он переходит на высшую стадию жизни - радость жизни. 
Слайд 47  Желаю вам радоваться и наслаждаться этой жизнью.


Слайд 48   Главные рекомендации для педагогов?
В качестве пожелания к творческим «со-действиям» педагогов и детей 
предлогаю рекомендации для педагогов, работающих в области декоративно-
прикладного творчества:
•	будьте терпеливы; не ждите от детей «быстрых» результатов, они 
обязательно будут, просто не торопите события;
•	не забывайте о доброжелательности; не спешите давать оценку 
детским работам, даже просто располагая их  по «рейтингу», т.к. «неумелые» пока работы всегда оказываются внизу, и это иногда 
становится для детей источником неуверенности в себе и своих 
возможностях;
•	не бойтесь движения и шума на занятиях: творческий, 
эмоциональный запал детей «ищет» выхода; вы сумели спровоцировать эту энергию – так лучше попрыгайте вместе с ними, чем строгим голосом 
призывать успокоиться;
•	попробуйте сами поиграть в «креативную педагогику», убедитесь,
 что это поле открыто каждому; как нет детей без воображения, так нет и 
педагога без творческих порывов.

Успехов Вам!


Список литературы :

1.	Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - М.: Просвещение, 1990.  
2.	Развитие творческой одарённости детей школьного возраста // Школьный психолог. 2001. №11, с. 7. 
3.	Алгоритмы активизации творческого мышления (по Бухвалову) // Школьный психолог. 2004. №4, с. 26. 
4.	Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. 1996. №3 с. 28 
5.	Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. №4 с. 20 
6.	Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве // Вопросы психологии. 1999. №2 с. 101
7.	Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. №2 с. 35 
8.	Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / сост. И.В. Дубровина. - М.: «Академия», 1999. 
9.	Лук А.Н. Психология творчества. - М.: «Наука», 1978.
10.	Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии…» (творчество и развивающее образование) // Вопросы психологии. 1998 №5 с. 82.
11.	.Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – с.159
12.	Заболотская И.А.Опыт работы с одарёнными детьми / И.А. Заболотская // Дополнительное образование и воспитание. – 2007.-№9.
13.	Темчишена С.П. Организация работы с одарёнными детьми в условиях учреждения ДО / С.П. Темчишена // Дополнительное образование и воспитание. – 2010.-№11.


Создание развивающей среды для реализации индивидуальных возможностей и потребностей учащихся на занятиях вязания

Нет такой стороны воспитания, на которую
обстановка не оказывала бы влияния,
 нет способности, которая  не находилась бы
в прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребенка конкретного мира…
Тот, кому удастся создать такую обстановку,
 облегчит свой труд в высшей степени.
Среди нее ребенок будет жить – развиваться
собственной самодовлеющей жизнью,
его духовный рост будет совершенствоваться
из самого себя, от природы…
Е.И. Тихеева

Слайд 1. Педагогом дополнительного образования, я работаю 12 лет, за это время приобрела опыт, которым сегодня хочу поделиться с вами.
Слайд 2. Главное преимущество дополнительного образования  перед школьным – его добровольность, т.е. посещение объединений в Центре 
 детьми по собственному желанию и выбору. Именно эта добрая воля способствует более качественному, эффективному результату
 творческого саморазвития детей. Длительное, тесное общение педагога и ребенка во время занятий, совпадение их интересов, устремлений
 приводят к сотрудничеству и сотворчеству. Детское объединение «Волшебный клубок», Центра детского творчества станицы Роговской за 12
 лет своего существования, стало именно таким светлым, добрым началом, где чтят традиции и приветствуют инновации.
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в объединении – это правильная организация развивающей среды. Под
 развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную
 разнообразными игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую 
деятельность всех детей группы.
    Слайд 3.    Определяющим моментом создания среды является педагогическая идея, цель. Достижение этой цели осуществляется через реализацию 
разработанной мною образовательной программы по учебной дисциплине «Вязание крючком». 
      На протяжении многих лет веду работу по ознакомлению детей с кубанской культурой в области вязания. Годами накапливался
 определенный опыт: какие-то темы заинтересовывали детей в большей степени, какие-то в меньшей. Методом проб и ошибок складывался 
стержень преподавания предмета в области вязания. 
Слайд 4. Основной целью моей работы является стимулирование творческой активности детей, развитие индивидуальных задатков и 
способностей, создание условий для самореализации. Моя задача - не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности 
каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого члена коллектива.
Очень важно, чтобы  с первого дня юного воспитанника окружала комфортная развивающая среда, наличие возможности развивать свои 
индивидуальные личностные способности.
Слайд 5. В настоящее время во многих областях России сложилась собственная система приобщения детей к традиционному народному 
искусству, в которой предпочтение отдается местным народным художественным промыслам. Большое внимание я уделяю изучению, 
пропаганде и возрождению угасающего вида народного  творчества,  вязанию,  которое тесно связано с народными традициями, культурой и 
самобытностью кубанского народа. Сегодня мы остро ощущаем потребность в знании национальной культуры. 
Слайд 6. Вязание – это именно тот вид рукоделия, который позволяет подобрать «ключик» к любому ребенку, не только к отличнику, но и к 
тем, на кого и дома, и в школе махнули рукой.
Не секрет, что у многих учащихся в трудовом обучении результативность больше, чем в других областях. В какой-то мере это объясняется 
большой доступностью его содержания (не формулы и правила, а все из жизни). Если успехи в школе не столь сильны, то у учащихся, 
естественно, возникает желание поддержать свою самооценку, возместить эти «потери» в чем-то другом, например, в  творчестве.

Моя задача – заметить и поддержать таких детей в трудной жизненной ситуации.
      Слайд 7. Эмоциональная насыщенность - неотъемлемая черта развивающей среды. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко,
 выразительно пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Эту особенность  памяти я всегда стараюсь учитывать. Память ребенка – 
это его интерес, так считают психологи. Поэтому на протяжении всего учебного периода стараюсь  сделать интересным всё. При этом не забываю, 
что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ученик что-то делал сам: ощупывал, вязал, вырезал, 
составлял, изображал.
Слайд 8.   Создавая условия для  всестороннего развития воспитанников, не  забываю и об эстетической составляющей организации 
пространства. В оформлении кабинета использую единый стиль, ведь известно, что выбор цвета для стен, стендов, мебели оказывает 
непосредственное влияние на эмоциональное состояние, а, следовательно, и на полноценное развитие детей.
   Комфортность и безопасность обстановки в кабинете стараюсь достигнуть через сходство интерьера кабинета с домашней обстановкой 
(расположение столов, стульев, зелёного уголка природы). Это снимает стрессообразующее воздействие на детей, создает чувство уверенности и
 безопасности. В результате пребывания в естественной, уютной обстановке у детей складываются предпосылки для возникновения и закрепления 
положительного эмоционального тонуса, что является основой успешного развития.
      Слайд 9.   Создавая развивающую среду группы,  учитываю особенности детей, возраст, уровень их развития, склонности, способности, 
интересы, личностные особенности и др. Развивающая среда не может быть построена окончательно. Согласно КТП и праздникам примерно раз в 
два месяца часть необходимого материала на стендах обновляется. В обстановке находятся только те материалы, которые востребованы детьми в
 данный момент по программе и выполняют развивающую функцию:
- уголок по правилам дорожного движения - содержит дидактические игры, наглядные пособия;
- уголок художественного творчества – содержит материал для рисования, образцы рисования, схемы, изображения человека, животных и т.д.
- зелёный уголок – комнатные растения;
- книжный уголок это детские книги по программе и любимые книги детей,  детских журналы, детские энциклопедии,  книги по интересам;
 иллюстративный материал в соответствии с рекомендациями программы; наборы открыток с видами достопримечательностей и дидактические 
игры.
Слайд 10. Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования культуры здоровья учащихся. 
Правильное построение учебного процесса предусматривает рациональное чередование разных видов деятельности отдыха. Для профилактики 
утомляемости рекомендую слушать «Времена года» Чайковского. Стимулирует работу шум прибоя, ручья, звук водопада, шелест листьев. 
Музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей детей. 
Предотвратить перегрузки и усталость  помогают профилактические методики: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, самомассаж, 
пальчиковая гимнастика. Так, например, пальчиковая гимнастика снижает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке, развивает 
мелкую моторику, что способствует развитию речи.
Слайд 11. При организации учебно-воспитательного процесса использую элементы  здоровьесберегающих технологий:
1.	Положительный эмоциональный настрой на занятии.
2.	Оптимальный темп ведения занятия.
3.	Подачу материала доступным рациональным  способом.
4.	Обязательно наглядность.
5.	Физкультминутки и перемены с подвижными играми.  
6.	Воспитательные моменты на занятии через беседы.
7.	Санитарно-гигиенические условия (проветривание, влажная уборка)
8.	Арт-терапию –  через игру, сказку, ручной труд. Использование на занятии арт-терапии создает положительный настрой в группе, снижает утомляемость, облегчает процессы коммуникаций.
9.	 Цветотерапию, так как цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей.
Для глубокого восприятия учебного материала в образовательной среде использую информационно-коммуникационные технологии.
Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. 
Слайд 12. Чтобы пробудить и развивать у детей желание творить, большое внимание я уделяю мотивации. 
У Плутарха есть следующая притча: Трое, напрягаясь изо всех сил, везут тяжелые тачки с камнями. К ним подходит человек и каждому из 
троих задает один и тот же вопрос: «Что ты делаешь?». Первый ответил: «Вот везу эту проклятую тачку». Второй сказал: «Зарабатываю себе 
на хлеб». Третий же произнес: «Строю прекрасный храм!».
Все они выполняли одну и ту же работу, и думали о ней, а, следовательно,  и выполняли её по-разному. 
Так и каждый ученик одно и тоже может видеть по - разному, и то, как я заинтересую их, будет зависеть результат нашей работы. Поэтому, прежде 
всего, необходимо осознание детей полезности своего труда. 
  В психологии накоплено немало факторов, из которых видно, как с изменением мотивации изменяется отношение к своей деятельности. 
Слайд 13. В моей программе прописаны элементы изучения краеведения, с детьми мы изучаем работы наших местных умельцев, а такой
 материал собран  краеведческом музее «Истоки», Центра детского творчества станицы Роговской.
Такие занятия, беседы, дискуссии проводятся в той части среды, которая помогает стимулированию желаемой деятельности. Обстановка в музее 
даёт детям разнообразные и меняющиеся впечатления.
Перед началом работы, согласно программы, идём в наш музей. Когда рассказываю историю вязания, где говорится, что девочки из казачьих 
семей учились вязать и вышивать с 5-6 лет, и к 15 годам своими руками подготавливали себе приданое, украшенное вышивкой или связанное 
крючком и спицами, это вызывает у детей улыбку, недоверие. А при показе образцов рушников, подзоров, скатертей, рубах, картин, 
предметов быта – соглашаются, заинтересовываются. Многие виды рукоделия были незаслуженно забыты, и только в последнее время стала 
возрождаться мода на вещи ручной работы. 
Сегодня искусство вязания постепенно выходит за пределы домашнего ремесла и кое-где приобретает форму кустарного промысла. В самых 
модных салонах за границей продаются работы русских мастериц, а «продвинутые» Кутюрье используют ручное вязание и называется это – 
«Русский стиль». 
Для занятий вязанием  не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования, достаточно внимательнее 
присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в бабушкиных сундуках и комодах, совершить пешую прогулку в музей. И тогда 
малая родина откроет  детям массу своих тайн, массу таких фактов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за её 
историю и народную культуру. 
На своих на занятиях стараюсь использовать  интересные исторические рассказы, привожу малоизвестные факты народных традиций, обычаев, 
 использую наглядные пособия, рисунки и схемы, показываю предметы быта, выполненные в стиле народных традиций.  
Слайд 14.Так при изучении темы «Варежки» дети узнают происхождение слов рукавица и варежка и что, это разные вещи, рукавицы шьют, а 
варежки вяжут. Узнаём старинный русский обычай – где во время сватовства рукавицам отводилась роль оберега. И каких только названий 
не придумали  мастерицы для своих варежек - Варега, исподка, даренка, свиданка, постовка.  
Слайд 15. Детей очень заинтересовали варежки-постовки ведь они были непростые, двупалые – для большого и указательного пальца, чтобы 
солдатам в холод было удобно держать ружьё. И мы решили узнать,  как было дело у нас в Краснодарском крае  по сбору тёплых вещей для 
фронта. И в нашем музее  нашли такую информацию: что Роговской район  подготовил на фронт 50 варежек и 50 носков. От края количество 
варежек составило 22330 штук. Так шаг, за шагом мы и познаем нашу историю, в которой ещё для нас много неоткрытых фактов.
Слайд 16. При внедрении народной культуры на занятиях  выбираю самые разные материалы: пряжу, ткань, мех, шерстяные волокна, нитки,
 бисер, бумагу и т.д. Что позволяет развить творческие способности учащихся. 

Данный опыт  позволяет показать учащимся всю красоту и многообразие искусства вязания, познакомить с укладом жизни народа Кубани,
  при этом выбранная и выполненная  работа должна быть по силам ученика  и соответствовать его навыкам и возрастным особенностям.
В зависимости от поставленных задач на занятиях использую различные методы обучения (словесные, наглядные, практические) чаще всего их 
сочетание. Для оптимизации образовательного процесса использую объяснение нового материала с использованием компьютерных технологий 
 (презентаций). Визуальное представление пошагового выполнения заданий обеспечивает более эффективное усвоение учащимися новых
 знаний и умений в области вязания. 
Слайд 17. Я стараюсь создать среду, включающую в себя все, что доступно непосредственному восприятию детей и использованию ими в
 практической деятельности. Созданная предметно-развивающая среда позволяет обеспечить психологический комфорт для каждого
 воспитанника, создаёт возможности для реализации  деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с 
окружающими.
При изучении тем «Обвязка изделий кружевом», «Ажурная салфетка» и др., я опираюсь на подлинный материал, собранный в музее «Истоки».
 Исследуя и анализируя кружево вязания крючком на территории Кубани, мы с детьми выделили характерные особенности: распространение 
повсеместно филейной техники вязания, наличие геометрического и растительного орнамента создаваемого на основе вышивок. Совместно с 
детьми  стараемся восстановить  схемы узоров и связать данный узор, используя его при обвязке рушника или салфетки.
В музейной экспозиции «История и культура кубанского казачества» - собраны материалы по истории заселения ст. Роговской, истории 
казачьей формы и одежды. Имеется богатая коллекция роговской керамики, хозяйственного инвентаря, предметов домашнего быта и
 украшений. 
Учащиеся берут в руки экспонаты, начинают исследовать, познавать, пробовать действовать с ними. Музей оказывает бесценное влияние на 
воспитание детей.   Дети получают знания о разных предметах и явлениях, об отношениях с другими людьми и многое другое. Любой предмет 
музея может подсказать тему для интересного разговора. Например:
рассматривая лампаду для освещения невольно возникает вопрос, в каких трудных условиях и с каким материалом приходилось мастерицам 
работать. 
На таких занятиях в музее используется форма взаимообучения, так как при помощи её обучающиеся могут на практике проявить свои знания 
и умения. Обучение проводится по типу семьи. Старшие помогают младшим - присутствует дух взаимовыручки, взаимопонимания, 
ответственности - это положительно влияет на сплоченность коллектива и позволяет рационально использовать время на занятии.
Слайд 18.В процессе занятия использую групповую и индивидуальную работу. 
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Практическая часть является 
естественным продолжением и закреплением теоретических знаний.
Для каждой практической работы выбираю ту форму, которая больше всего подходит с учетом конкретных условий, уровня знаний учащихся, 
развития их умений и навыков. Не секрет, что зачастую, не всегда получается работать, выполняя календарно-тематическое планирование. 

Тогда объем материала варьируется мною и может быть различным в зависимости от имеющегося в наличии материала у детей и от их 
интереса.
Слайд 19. Чтобы  учение было увлекательным для детей, помогало их самоутверждению, своей  главной задачей  считаю создать для каждого 
ребенка условия интересной, содержательной, успешной работы, творческой  обстановки,  вызвать  у  детей желание творить. В моей 
программе прописан раздел «Вязаная мягкая игрушка», который является для детей самым любимым. 
Игрушки являются для ребенка теми предметами, которые не только вызывают разнообразные чувства, но и являются смыслом детской жизни.
 Тематическое разнообразие игрушек дает возможность активизировать индивидуальные интересы, склонности и способности детей.
И для того, чтобы процесс создания предметно-развивающей среды был успешным использую инновационную деятельность.
В декабре месяце учащиеся 3 года обучения,  сняли видео-ролик по мотивам русской народной сказки «Рукавичка» используя в качестве 
главных героев, наши вязаные игрушки. 
Ведь огромная роль в развитии и воспитании  принадлежит игре - важному виду деятельности, в процессе которой развиваются духовные и 
физические силы. 
Этот видео-ролик стал хорошим стимулом работы для учащихся 1 и 2 года обучения, теперь они вяжут игрушки, при этом сами придумывают 

и обыгрывают  сюжеты и сказки, показывая их дома и на занятиях. 
Я предлагаю вам его посмотреть.
Просмотр видео-ролика (3 мин.15 сек)
Слайд 20. Учебная деятельность немыслима без индивидуально-дифференцированного подхода к осуществлению ее задач, без учета тех самых 
неповторимых особенностей каждого ребенка, которые, в конечном счете, определяют его личность.
 Для более плодотворной индивидуальной  работы  с детьми мной ведется разработка необходимых  дидактических  материалов.
Слайд 21. В случае, когда на занятия  приходит не весь состав группы,  я предлагаю учащимся  выполнить коллективную работу. Выполняя 
каждый свою работу, вместе составляем общую композицию, например выполнили картину и стенгазету «Победный букет сирени», где одни 
учащиеся вывязывают цветы, другие листья, третьи нарезают пряжу и делают вазу. Задание выполнялось таким образом, чтобы был виден результат каждого учащегося.   В процессе занятия у детей воспитываются патриотические и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности.  И  можно сделать вывод, что при создании коллективных работ у детей  воспитываются умения объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобится, помочь другому.
Слайд 22. Не секрет, что на занятия приходят дети с разной подготовкой, тогда я  предлагаю  им разноуровневые задания, которые включают в себя базовые, упрощенные или усложненные задачи. Более сильным детям  интересно и доступно выполнение более сложной работы, менее подготовленным предлагаю выполнить упрощенный вариант.  При этом  обучающий  и развивающий смысл работы для каждого воспитанника сохраняется. Например, при изучении тем «Вязаная мягкая игрушка», «Мастерская деда Мороза» используются разные технологические карты (сложной и простой игрушки). Это способствует устойчивому психологическому состоянию ребенка (я смогу, я с делаю и у меня будет эта игрушка), а это важно для развития его познавательной активности и поддержания творческой атмосферы на занятии.
Слайд 23. Безусловно процесс обучения  связан с воспитательной работой. Одним из важных этапов моей деятельности стала разработка плана воспитательной работы с детским коллективом. Основная задача планирования – организовать жизнь коллектива таким образом, чтобы дети сами  проявляли инициативу  в объединении и Центре, учились быть самостоятельными, адекватно оценивали свои возможности и постоянно стремились к самопознанию и саморазвитию. 
При составлении плана воспитательной работы на учебный год были запланированы воспитательные мероприятия по различным направлениям. 
Слайд 24.Посредством реализации этих направлений становится возможным воспитание в учащихся таких черт личности, как патриотизм, порядочность, достоинство, уважение к другим людям, стремление к творчеству.  
Провожу мониторинг  развития качеств личности обучающихся. 
Результаты развития качеств личности  фиксируются в диагностической карте и диаграмме, где видна позитивная  динамика развития качеств 
каждого ученика и всей группы.
Слайд 25. Согласно плану воспитательной работы мы с детьми проводим акции добрых дел: готовим  подарки людям пожилого возраста,
 детям с ограниченными возможностями, ветеранам ВОВ. В канун Нового года и Рождества была  организована  акция «Подарим праздник 
детям Донбасса», посвященная сбору новогодних подарков детям Донецкой и Луганской областей. Несмотря на самые тяжелые невзгоды, дети 
остаются детьми и ждут чудес в преддверии нового года, мечтают о мире и спокойной обстановке в доме, о простых детских радостях – 
игрушках. 
Воспитанники моего объединения не остались равнодушными к возможности подарить детям волшебство, почувствовать тепло и заботу.  Они
 сделали игрушки своими руками, на каждую прикрепили открытку с поздравлениями и добрыми пожеланиями. 
Слайд 26. Жизнь и развитие объединения в настоящее время немыслимы без активного участия в этом родителей как единомышленников и 
полноправных участников образовательного процесса. 
Провожу индивидуальные встречи с родителями, тематические  собрания с учетом возрастных особенностей школьников и пожеланий 
родителей, в этом учебном году было проведено уже 2 собрания с мастер-классами для родителей, основная цель которых – привлечь
 родителей к жизни объединения, сделать так, чтобы они интересовались победами и проблемами своих детей, жили их жизнью, не оставались 
равнодушными, не ставили барьеров между семьей, школой и Центром.
Как правило, итогом такой совместной работы становится дружный, сплочённый коллектив единомышленников, способный самостоятельно
решать любые задачи.
Слайд 27. Большое воспитательное влияние оказывают на учащихся награды за творческие достижения. Многих учащихся моего объединения 
можно с гордостью называть народными умельцами, мастерицами. 
Радует и то, что дети используют приобретенное мастерство для украшения собственного быта, изготавливают подарки для близких и друзей. 

Показателем результативности нашей работы являются  победы воспитанников в конкурсах и выставках муниципального, регионального, 
федерального,  всероссийского и  международного значения.
Так 2013 году  конкурсе «Служба спасения-01» работа  учащейся нашего объединения прошла все этапы: на муниципальном этапе заняла 3
 место, на краевом этапе 3 место, на Всероссийском этапе в г. Москва 3 место.
Неоднократно учащиеся объединения награждены грамотами в международном конкурсе детских рисунков в номинации декоративно-
прикладное творчество по теме «Поклонимся великим тем годам», «А что у вас? Иллюстрируем произведения С.В. Михалкова», а 2014 году
 учащаяся объединения награждена дипломом за 1 место по теме: «Олимпиада – Сочи 2014».
Слайд 28. В заключении, мне хотелось бы сказать, что построенная таким образом, развивающая среда с учетом индивидуальных 
возможностей и потребностей учащихся обеспечивает детям чувство психологической защищенности, помогает формированию личности,
 развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально
 положительное отношение к нашему объединению, желание посещать его, обогащает детей новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к 
активной творческой деятельности и способствует интеллектуальному развитию.

Методическое занятие по теме  «Организация учебно-воспитательного процесса в объединении. Аспекты подготовки и проведения учебных занятий»

Словарь – справочник педагога дополнительного образования

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ 

ПЛАН РАБОТЫ НАСТАВНИКА

План работы с молодыми специалистами

План методической работы на 2017-2018 учебный год

План методической работы на 2016-2017 учебный год

План методической работы на 2014-2015 учебный год

План методической работы 2013-2014 учебный год

Организация учебных занятий в УДОД

Рекомендации педагогу по разработке учебного занятия

Учебное занятие в системе УДО Основные направления воспитательной работы Самоанализ педагогической деятельности  

Памятка по организации и проведению открытого занятия

Основные направления воспитательной работы

Учебное занятие в системе дополнительного образования

счетчик посещений